?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Грёзы Европы


Вновь возвращаюсь к своей наиболее часто встречающейся в статьях теме. А именно к обсуждению кинопродукции.

Не так давно мне на глаза попался фильм «Страшные сказки» режиссера Маттео Гарроне, вышедший в прокат в 2015 году.

Этот фильм - экранизация сказок из книги итальянского поэта Джамбаттиста Базиле, которую он написал в первой половине XVI века. Его «Сказка сказок» стала первым в истории рукописным сводом народных волшебных сказок, европейским вариантом «Тысячи и одной ночи», которым в дальнейшем руководствовались Шарль Перро и братья Вильгельм и Якоб Гримм. Другое дело, что сказки эти были записаны в первоначальном — совсем не детском — виде. Так описывается замысел фильма в газете.ру.

Поставим первую пометку на полях. Совершенно ясно, что фильм явно создан не для детей, и вопить по поводу «как они могли такое снять для детей» мы конечно не будем.

Пойдём дальше. Не растекаясь мыслю по древу, сразу расскажу о том, что заинтересовало меня в этом фильме. Казалось бы, ну мало ли что сейчас снимают, как говорится: «на вкус и цвет товарищей нет». Но в самом начале фильма нас уведомляют о том, что фильм снят не просто так, а при поддержке Генеральной дирекции кино министерства культуры и наследия Италии, а также Европейского фонда по поддержке кино при совете Европы — Eurimages.

Что же это получается? Не простое это кино, а имеющее культурную ценность, несущее что-то полезное людям в конце концов. А Eurimages - это фонд кино. Образованный Советом Европы для поддержки выпуска и проката фильмов стран-участниц. К слову, Россия тоже присоединилась к нему в 2011 году.

Теперь вернемся к фильму. В названии имеется слово сказка, а как это принято в нашей культуре, сказка должна поучать, иметь нравственную составляющую. Пусть это и страшные сказки, но страх не противоречит нравственности, можно было ведь сделать жуткий сюжет, но тем не менее и наполнить героев честью и отвагой, сделать их способными преодолеть все трудности и опасности. Но нет, автор сознательно лишил их всего этого, в этом киномире нет места подвигу, благородству и отваге, а те кто решаются на сострадание и помощь ближнему (цыгане, спасшие принцессу) жестоко наказаны за это. Всё это словно олицетворяет идею «человек человеку волк», каждый пытается достичь своих целей, не взирая на других, часто идя по головам. Взять хотя бы историю с принцессой, которую отец выдал за ужасного орка. Быть может он должен был оказаться заколдованным принцем, и принцесса своим добрым сердцем должна была освободить его от этих чар. Или прекрасный принц, узнав о жестокости короля, должен был отправится на поиски принцессы и спасти её. Или уж на худой конец орк сжалился бы и отпустил принцессу, а она бы стала ему другом в ответ. Но в этой истории всё совсем не так, орк жестоко убивает цыган, решившихся спасти принцессу, а принцесса с помощью хитрости отрезает орку голову и лишь тогда возвращается обратно в замок. Отвратительно, не так ли? И так в каждой истории, будь то королева жадно поедающая сердце чудовища, или старуха подклеивающая складки своего дряблого тела, чтобы показаться королю молодой, от всего это не страшно, а противно, словно из человеческих пороков сварили суп и подали в красивой тарелке.

Кто-то говорит, что здесь прослеживается мысль «за всё надо платить» или что-то вроде «бойтесь своих желаний». Пусть это будет даже так, но жанр сказки предполагает наличия добра и зла, они неразделимы и идут бок о бок. Жадность, жестокость, да и любая порочность в итоге наказываются, а милосердие, отвага и другие положительные качества вознаграждаются. Так что же в этом фильме такого ценного для европейской культуры, что его охотно спонсируют и показывают на фестивалях? Не то ли ценно, что европейцы ощущают себя вчерашними героями этих сказок? Вполне могу согласиться с тем, что жестокость была присуща средвековой Европе. Однако, жестокость одних людей никак не взаимоисключает благородство других, т. е. место герою и подвигу есть всегда, и более того мир и люди нуждаются в них.

И напоследок ещё одна ремарка на полях. Если не смотреть на смысловую часть, то фильм очень красочный, с отличными актёрами и костюмами, он идеален для развития на фоне этого всего отличного сюжета. Но сюжета не случилось, как и не случилось развития характера героев, их взгляда на мир. Они от начала до конца остались теми, кем были вначале, произошедшее никак на них не повлияло, а это обесценивает смысл рассказа вообще.


Comments

( 4 comments — Leave a comment )
stln
Jan. 7th, 2016 06:15 am (UTC)
"Посчастливилось" смотреть этот фильм в кинотеатре. Согласен со всем, что написано. Добавлю еще, что сразу бросилось в глаза. Это методичное растаптывание всех возможных добродетелей и героизма. Добра и героя там нет вообще. Мерзкий фильм.

Edited at 2016-01-07 06:16 am (UTC)
yurgita
Feb. 14th, 2016 06:39 pm (UTC)
Вы рассматриваете сказку как нечто, что обязано учить добру, а также ставите в упрек сюжету, что герои там не развиваются. Но в сказочном фольклоре и нет таких сюжетов, где герой преобразуется. Изначально в том, что позже стало сказкой, вообще не было добра и морали, как таковой, в привычном нам виде. Вот, скажем, сказка "Иван Царевич и серый волк". Там герой добр или достоин подражания? Отнюдь нет. Он занимается тем, что ворует и обманывает. А в конце братья разрубают его на куски, отбирают Елену Прекрасную, коня и Жар-птицу. Грубо говоря, сюжет схож с теми, что снял Гарроне.

И про отсутствие положительных поступков я не соглашусь. А как же Элиас, отправившийся на поиски брата? А как же лесная ведьма, которая помогла Доре? Своеобразно помогла, но все же. Я очень рекомендую книгу Проппа "Исторические корни волшебной сказки", из нее становится понятно, чем именно была сказка, и чего не стоит от нее ждать.
nerzha
Feb. 14th, 2016 08:04 pm (UTC)
Про "Ивана царевича и серого волка". Иван совсем не собирается ничего воровать и никого обманывать, он старается честно заслужить коня и прочее. Но видя что нечистая сила делает с чудесным конём и прочим, ему становится жаль их и серый волк решается помочь Ивану их освободить. Доказательство моих слов можно посмотреть тут https://www.youtube.com/watch?v=smw9MPd5AIo . Только в данном случае сказка называется "Молодильные яблоки",но сути это не меняет. Так что схожести тут нет.

Элиас отправился на поиски брата и убил собственную мать,хоть и в обличии зверя,тоже весьма изощренная развязка истории. А ведьма, весьма верно подмечено, очень своеобразно помогла, и содранная кожа сестры героини как следствие тоже выглядит "чудесно".

Книгу "Исторические корни волшебной сказки" давно есть желание прочитать, так что она на очереди к прочтению, ну а пока по-прежнему придерживаюсь своего мнения.

yurgita
Feb. 14th, 2016 08:08 pm (UTC)
Мультфильм - это более поздняя версия, чем народная сказка, поэтому ее не стоит брать за основу для анализа сюжета.
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

Powered by LiveJournal.com